Формирование положительной самооценки ребенка: почему это так важно?


Формирование позитивной самооценки является очень важным условием для становления полноценной личности. Прожить жизнь, полную трудностей, препятствий и разочарований легче человеку, который верит в себя, свои сипы, свои возможности. Такие люди спокойнее переносят неудачи, они способны проявлять невероятное упорство в. достижении своих целей. Люди с позитивным отношением к себе вселяют оптимизм и в других людей, они не сетуют на неудачи, не ноют. С ними приятно общаться, жить и работать, они полны энергии и энтузиазма.

Заниженная самооценка, болезненная неуверенность в своих силах приводят к разочарованиям и неудачам, затрудняют общение с другими людьми. Сформировать объективную самооценку— очень не просто, практически невозможно. .Поэтому многие психологи считают, что пе­реоценка собственных возможностей и вера в успех гораздо полезнее, чем их недооценка.Уверенность или неуверенность в себе, а следовательно, и самооценка ребенка —достаточно устойчивая характеристика личности, которая закладывается именно в детстве.

Что же могут сделать родители, чтобы сформировать позитивное отношение ребенка к самому себе?

Во-первых, вы должны понимать, что мнение о самом себе ребенок формирует на основании высказываний окружающих его людей и, прежде всего, он учитывает ваше мнение, дорогие родители! Пока ваш малыш был крохотным, вы, скорее всего, придумывали ему самые милые, самые трогательные прозвища: «зайчик», «котенок», «сол­нышко», «радость моя» и т. п. Но вот он подрастает, уже умеет ходить, разговаривать и делать многое другое, и наступает момент, когда еще год или два назад такой милый «зайчик» начинает выводить вас из себя своей медлительностью или, наоборот, излишней активностью. «Копуша», «псих» — какие только слова не произносят вполне приличные люди и минуты собственного бессилия, не умея справиться со своим подросшим ребенком. Нам самим потом бывает стыдно. Мы же взрослые, мы долж­ны уметь сдерживать себя, мы умнее и т, д. Да, мы взрослые, мы умные, но мы тоже люди и тоже бываем вспыльчивыми, упрямыми, редкими или медлительными. Но себе мы ото прощаем, мы гоиорим себе и дру­гим; «Я такой, какой есть». Но именно потому, что мы взрослые, мы должны относиться к своему ребенку с уважением, учитывать его особенности. Однако легко учить на словах, Давайте попробуем на деле.Научитесь каждое, на ваш взгляд, отрицательное качество ребенка превращать в положительное. Помните, любое отрицательное качество имеет свою положительную сторону. И ваша задача состоит в том, что­бы ее найти. Например, «копуша» может стать основательным, «псих» — эмоциональным, а «упрямый» —настойчивым. Говоря ребенку: «Какой ты настойчивый!» вместо «Какой ты упрямый!», вы меняете эмоциональ­ную окраску ваших отношений. Вы сами удивитесь, как изменится ваше отношение к ребенку и—что самое главное — его отношение к самому себе. Положительная оценка дает очень сильный стимул для развития его самых лучших сторон. Ребенку самому захочется стать лучше, изме­нится и его настроение, и его поведение. Исследования показывают, что положительная самооценка ребенка напрямую связана с его готовнос­тью к сотрудничеству и со взрослыми, и с детьми. Особенно важен такой подход к ребенку, если он у вас «трудный». Но давайте подумаем, что значит «трудный»? Это значит, что нам, взрослым, с ним трудно, что мы не умеем и не знаем, как найти к нему подход. А еще это значит, что ребенку самому нелегко справляться со своими чувствами. В разряд «трудных» попадают обычно не худшие дети, а наиболее чувствительные и ранимые (чаще всего это холерики и ме­ланхолики по темпераменту), и именно им в большей степени нужны внимание и помощь. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос яркой, самобытной личностью, а все его «трудные» качества (а это, как правило, упрямство, эмоциональность и т. д.) стали основой для настойчивости в достижении целей, вам следует научиться эти качества уважать. Не нуж­но вставать на путь силовых методов. Не пытайтесь сломать волю своего малыша в любой ситуации и любой ценой! Научитесь уважать своего ребенка, его право на его выбор и его ошибки! Ребенку необходимо дать возможность ошибаться, это даст ему возможность отвечать за свои по­ступки. Это не значит, что вы всегда и во всем должны потакать ребенку, исполнять любое его желание и каприз. Нет. Просто научитесь соизме­рить силу своего давления и значимость ситуации. Научитесь отделять главное от второстепенного, в принципиальных вопросах отстаивайте смою позицию и свое право решать, а в ситуациях непринципиальных, второстепенных уступите, а еще лучше — сами предлагайте ему право выбора.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (это вред­но и для ребенка, и для вас самих). Наступит время, когда вы поймаете. Да мало ли может быть поводов для сравнения? Мы уже говорили об этом: все дети разные. Гораздо эффективнее оценивать ребенка с точки зрения его индивидуального развития и его личных достижений. Причем это правило работает на всех возрастных этапах. Тем самым вы повысите его самооценку и, следовательно, способность добиваться целей и преодолевать трудности. Если вы научитесь делать это уже сейчас, пока ребенок находится в раннем возрасте, то в будущем. особенно в подростковом периоде, когда дети становятся необычайно ранимыми, это вам очень и очень поможет.

Любите своего ребенка таким, какой он есть. Ваша любовь к нему не должна зависеть от того, как он себя ведет, насколько он соответствует вашим ожиданиям. Ваша любовь должна быть безусловной. Условная любовь, когда родители говорят своему ребенку: «Буду тебя любить, толь­ко если ты будешь хорошо себя вести», — негативно влияет на самооценку малыша.

Негативным образом влияют на самооценку ребенка и постоянные насмешки, и критика. Впрочем, чрезмерное захваливание не менее вред­но. Научитесь и хвалить, и ругать грамотно! (см. главу «Поощрение и наказание»).

В раннем возрасте на самооценку ребенка отрицательно могут по­влиять также следующие факторы:

   жестокое обращение родителей (особенно опасна деспотичная мать. . частое применение наказаний, угроз, приказов, команд, нравоучений:

   отсутствие семьи, одного из родителей;

   кризисная жизненная ситуация, пережитая как трагедия (например. смерть близких или развод родителей).

Мы не можем уберечь ребенка от таких травмирующих факторов, как смерть близких людей, но все остальное — вполне по силам любому че­ловеку.