Как подготовить ребенка к переходу на полутвердую и твердую пищу

С 10 месяцев (индивидуально, в зависимости от возможностей малы­ша) необходимо предлагать ему твердые продукты, но не как основное питание, а как некий элемент игры и подражания взрослым. Такими про­дуктами могут быть кусочки овощей, фруктов (вареная морковь, ябло­ко, груша и т. д.) или сушки, печенье. Ребенок пытается сосать, «шам­кать» или даже откусывать и пережевывать. Ему интересны и приятны новые ощущения.

Кроме того, все прикормы — каши, овощные, мясные пюре — необ­ходимо давать с ложки, чтобы приучить к достаточно медленному и прерывистому поступлению пищи, а сами продукты должны постепен­но становиться все менее однородными.

К концу первого года нужно приучать ребенка есть в том месте, где это обычно делает вся семья, например на кухне или в столовой, также жела­тельно, чтобы он присутствовал при совместных трапезах и даже получал какие-то кусочки со стола. Это помо­гает формированию рефлекса на внеш­нюю обстановку, в которой происхо­дит прием пищи.

Переход на полутвердую и твердую пищу должен происходить постепен­но и с учетом реакций ребенка. На­пример, у некоторых детей при попа­дании в рот любого неоднородного продукта может начаться рвота. Не стоит расценивать ее как избалован­ность. В этом случае нельзя заставлять ребенка обязательно все дожевывать. У него, скорее всего, высокие рвотные рефлексы, которые со временем начнут слабеть, и он сможет так же полноценно питаться, как и другие дети. Просто ему потребуется для этого больше времени. Особенно это касается детей, родившихся недоношенными. У таких детей, как правило, повышенный рвотный рефлекс, и намного позже созревает способность формирования пищевого комка. Поэтому на общий стол они перейдут позже, где-то в возрасте 2, а иногда и 3 лет. Такой ребенок с удовольстви­ем съест сушку или корочку хлеба, но то, что ему понравится меньше, например кусочек мяса (если он недостаточно промолот), может вызвать резкую негативную, в том числе и рвотную, реакцию. Ничего страшного в этом нет. Самое позднее уже где-то с 3 лет ребенок совершенно спокой­но будет употреблять любую твердую пищу без каких-либо негативных последствий.

Переход на общий режим питания — процесс трудоемкий и длитель­ный. Малыши еще не умеют откусывать как следует прожевывать пищу, спокойно сидеть за столом. Все это им быстро надоедает. Поэтому роди­телям надо быть предельно терпеливыми и внимательными, чтобы по­нять, когда ребенок сыт, а когда он просто капризничает.

Педиатры делят детей на два условных типа.

Одни дети быстро и с удовольствием едят, почти не отвлекаясь, и начинают вертеться, «зажи­мать» рот, когда насытились. Как правило, это достаточно здоровые дети с ровным характером, легко придерживающиеся режима. Обычно они съедают практически всю порцию, оставляя на тарелке 2-3 ложки. Роди­тели делают большую ошибку, пытаясь «втолкнуть» в него эти оставшиеся злополучные ложечки, несмотря на бурные протесты малыша. Пользы от них практически никакой, а вот эксцессы, сопровождающие подоб­ные обеды, достаточно опасны. Ребенок начинает нервничать, давиться пищей, иногда у него даже случаются рвоты, и постепенно снижается аппетит. Очень важно почувствовать эту грань и не переступать ее. Заин­тересовать в данном случае малыша можно по-другому. Дать ему, к примеру, возможность доесть самому. Таких детей вообще полезно приучать к самостоятельности.                                          

Другой условный тип — дети возбудимые, чрезвычайно подвижные, эмоциональные. Аппетит у них, как правило, плохой, они капризны и «разборчивы» в еде. Накормить их — нелегкая задача. Они все время вер­тятся, плохо жуют, выплевывают пищу и совсем не потому, что сыты, — их просто это забавляет. В таких случаях родителям, наоборот, надо про­явить массу изобретательности и уговорить малыша съесть положенную порцию. И хотя до недавнего времени подобные методы считались непе­дагогичными, нарушающими пищевой рефлекс, мы все же советуем рас­сказывать таким ребятишкам сказки во время еды, показывать игрушки. Можно сделать еду более привлекательной для ребенка, украсив ее (на­пример, выложить на поверхности каши цветочек или смешную рожицу из фруктов). В этом случае все зависит от вашей фантазии.