Ясли и детский сад: и тут все не  просто

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в дошколь­ное детское учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет, раньше не жела­тельно. Но если по объективным причинам вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав ребенка в детский сад, то нужно помнить, что главное — не то, сколько времени проводит ребенок в яс­лях или детском саду, а качество присмотра за вашим ребенком. Поэто­му, выбирая ясли или садик для малыша, сходите туда с ним, посмотри­те, в каких условиях находятся дети, чем они занимаются, чем их кормят, поговорите с персоналом, а главное — с родителями других детей.

Исследования показывают, что хорошо организованное воспитание в детских учреждениях не наносит детям вреда. Из положительных мо­ментов следует отметить следующие: стимулируется общение со сверст­никами, детсадовские дети легче переносят разлуку с близкими людьми.

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы ребенок познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одно­временно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назна­ченного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1—2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда ребенок почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте это время: и время пребывания ребенка в саду, и время ва­шего отсутствия. Мы сознательно не указываем, сколько часов, дней или недель необходимо ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Все дети разные, кто-то привыкает легко и быстро, кто-то — долго и мучительно. Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение са­дика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обяза­тельно скажите малышу, что вы гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад.

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения дет­ского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облег­чите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Если детский сад хороший, то ребенок привыкает довольно быстро и ходит в него с удовольствием. Конечно, случается, что ребенок несмотря на все ваши усилия ни за что не хочет ходить в садик. Это значит, что либо все-таки садик не так хорош и тогда его следует поменять, либо ваш ребенок не «детсадовский». Не часто, но такое бывает. В этом случае, если вы непременно хотите (или должны) работать, следует поискать хоро­шую няню.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоро­вы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают беспрерыв­но болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка.

В чем она заключается? Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ван­ны, купается — закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя. Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно), принимать воздушные ванны и водные процедуры: это либо обливание, либо бег на деревянной подставке в воде, налитой в ван­ну (ребенок не должен соприкасаться с холодным металлом). Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Обязателен прием витаминов (если у ребенка нет аллергии), употребление свежих фруктов и овощей. Особенно полезны те из них, которые растут в той местности, где живет ребенок. Фрукты и овощи полезнее осенью (к зиме их «полезность» снижается). Для укрепления иммунной системы назна­чают также общеукрепляющие лекарственные травы или препараты из них. К ним относятся женьшень, китайский лимонник, родиола розо­вая, аралия, элеутерококк. Как профилактическое средство их дают де­тям за 1-2 недели до посещения садика и потом в течение месяца.

Детям со сниженным образованием антител к вирусам назначают пре­параты эхинацеи.

Применяют и лекарственные средства, приготовленные из вытяжек тех бактерий, которые вызывают наиболее тяжелые заболевания. К ним относятся: Рибомунил, Бронхомунал, ИРС-19, Имудон. Кроме своего прямого назначения—нейтрализации определенных видов инфекций, — эти лекарства также повышают общий уровень иммунитета. Действуют они не сразу, а потому начинать курс следует до начала посещения дет­ского учреждения и обязательно под контролем лечащего врача.

Для того чтобы организм ребенка активно сопротивлялся инфекци­ям, он должен получать полноценные белки и некоторые микроэлемен­ты, особенно цинк и селен. Поэтому в курс стимулирующей терапии часто включают препараты на основе микроводоросли спирулины (особенно эффективен Спирулина-Сочи). Употребление препаратов спирулины курсами не менее месяца позволяет ребенку легче справляться с микроб­ной агрессией.

И еще одно: нельзя забывать о состоянии кишечника, так как при на­личии дисбактериоза организм недополучает витаминов, сколько бы их ни поступало с пищей. Кроме того, при дисбактериозе происходит «са­моотравление» организма. Поэтому для таких детей обязательны препа­раты, содержащие нормальную микрофлору. Это могут быть Линекс, Санта-Русь, Наринэ форте, Бифиформ, Нормофлорин Ь и Нормофло-рин В. Последние можно рекомендовать даже детям с выраженной ал­лергией, так как они не содержат белков коровьего молока. Кроме самих бактерий в их состав входят' вещества, стимулирующие рост и раз­множение собственной микрофлоры кишечника. Только применять их следует курсом не менее 1 месяца. Бактерии, которые входят в состав мно­гих кисломолочных продуктов, также полезны, но заменить эти препа­раты не могут.

Однако что бы вы ни делали, если ребенок ходит в детский сад через «не хочу», он будет болеть беспрерывно. В медицинской практике извес­тен случай, например, развития приступов бронхиальной астмы, кото­рая полностью исчезла при перемене детского учреждения. Да и вирус­ные инфекции, и инфекции с осложнениями буквально «атакуют» детей, которые категорически не хотят ходить в детский сад. Поэтому, если та­кая проблема существует, нужно либо поменять садик, либо найти хоро­шего психолога. Родители зачастую даже не знают, что психологи эф­фективно работают не только со старшими детьми, но и с 2—3-Детними малышами. Всего несколько занятий с психологом позволяют ребенку и самим родителям с минимальными потерями устранить ту напряжен­ность, которая приводит к снижению иммунитета.