Как приучить ребенка к горшку
Для начала некоторые сведения по физиологии. У здорового ребенка мочевой пузырь и кишечник до 12-18 месяцев опорожняются достаточно часто. У новорожденного на грудном вскармливании мочеиспускание происходит до 12-15 раз, стул — до 7-8 в сутки. С 15-16 месяцев, по мере того как укрепляются мышцы малыша, уменьшается и количество грязных пеленок и подгузников. Стул бывает 3, а то и 1 раз в день. В 1,5-2 года, когда мышцы и система нервной регуляции, управляющие этими двумя важнейшими актами, достаточно развиты, ребенок начинает чувствовать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Именно в это время ребенка легче всего приучить проситься на горшок.
До 1,5-2 лет все это у ребенка происходит спонтанно и неосознанно. И даже если некоторые «бдительные» родители (чем особенно отличаются бабушки) приучили 8-месячного ребенка проситься на горшок, не стоит думать, что ребенок делает это сознательно. В данном случае мы можем наблюдать только проявление условного рефлекса. Вот почему довольно часто эти выработанные рефлекторные навыки со временем пропадают, и ребенок опять «забывает» про горшок. Не надо этого бояться. Через некоторое время привычка восстановится, но уже на вполне сознательном уровне.
Следует знать, что стресс, пережитый малышом, или серьезная болезнь могут затормозить процесс формирования туалетных навыков. Кроме того, часто случаются ситуации, когда ребенок, уже достаточно уверенно пользовавшийся горшком в течение 4-6 месяцев, вдруг от него отказывается (вначале делает все в штанишки, а потом показывает на горшок). Не надо переживать по этому поводу. Просто таким способом многие дети выражают свою независимость. Проходит буквально несколько месяцев, и все встает на свои места. Кроме того, увлеченный игрой ребенок может запросто пропустить позывы и испачкать одежду. Не стоит его ругать, он делает это не нарочно. Вы можете быть уверены, что ребенок готов к освоению туалетных навыков, если он:
• активно подражает взрослым
• начинает расставлять вещи по своим местам;
• проявляет свою независимость при помощи слов «да» или «нет»;
• проявляет интерес к обучению туалетным навыкам (например, идет за вами в туалетную комнату);
• достаточно уверенно ходит, может садиться, нагибаться, поднимать небольшие предметы;
• пытается или умеет спускать и поднимать штанишки;
• способен оставаться сухим в течение не менее 2 часов или просыпается сухим после дневного сна;
• реагирует на грязные подгузники и требует их сменить;
• понимает обращенную к нему речь, может выразить простейшие желания, произносит первые слова.
Если это так, то пора покупать горшок!
Оценивая готовность ребенка к освоению туалетных навыков, родители должны осознать и свою роль в этом процессе. Пока малыш носит подгузник, родители относительно свободны в выборе времени для его смены. Когда же ребенок осваивает горшок, а впоследствии просится на него, он требует внимания немедленно.
Если вы и ваш ребенок готовы к началу такого важного дела, как освоение навыков опрятности, то попробуйте проводить обучение в такой последовательности:
1. Приобретите горшок. Важно, чтобы он был красивым, привлекательным и удобным. Другим необходимым качеством горшка должна быть устойчивость. Упав с него однажды, ребенок будет испытывать страх. Очень удобен горшок в виде стульчика, сидя на котором можно упираться ногами.
2. Позвольте ребенку изучить горшок. Разрешите ему его рассмотреть, потрогать и посидеть на нем, прежде чем применять его по назначению. Также приучайте ребенка к мысли о том, что горшок — это его собственная вещь.
3. Поставьте горшок в удобном для ребенка месте. Держите его там, где ваш малыш играет, чтобы он был доступен в любой момент. Позже постоянным местом горшка может быть туалетная комната.
4. Обратите внимание на отношение ребенка к горшку. Если он относится к этому предмету с опаской, не стоит настаивать и заставлять пользоваться им. Растяните обучение на 1-2 месяца, пусть привыкнет и перестанет бояться.
5. После того как малыш привык к горшку, предлагайте ему посидеть на горшке одетым 1 раз в день по несколько минут. Пусть встает, когда захочет, не заставляйте малыша насильно проводить на нем время.
6. После того как ребенок привык сидеть на горшке в одежде, попробуйте посадить его на горшок без нее (т. е. без штанишек).
7. Когда ребенок уже хорошо знаком с горшком, можно посадить его после того, как он сходит в подгузник. При этом грязный подгузник кладут в горшок, а на ребенка сразу же надевают чистый.
8. Затем начинайте высаживать ребенка на горшок несколько раз в день, стараясь уловить момент, когда малыш справляет нужду. Со временем ребенок приучится садиться на горшок утром после пробуждения, после еды и перед сном, перед прогулкой и после нее.
9. Поставьте горшок в комнате ребенка, оставляйте ребенка на некоторое время без подгузников и поощряйте его способность самостоятельно садиться на горшок.
10. Не ругайте ребенка, если он забыл попроситься на горшок и испачкал штанишки.
11. Обучение вставать на горшок ночью откладывается до тех пор, пока ребенок не научится контролировать мочеиспускание и дефекацию в дневное время.
Почаще хвалите и поощряйте ребенка!
Известный американский педиатр Бенджамин Спок писал, что на похвалах ребенок растет, как на дрожжах. Ведь малышу приятно услышать, какой он молодец! Он же все делает в горшок! И штанишки остаются сухими. Обязательно похвалите ребенка, если он сам сказал вам о своей потребности. Позже вы можете позволить малышу самому отнести горшок в туалетную комнату и спустить воду в унитазе, если он этого хочет. Только вы должны быть уверены, что ребенок этим шумом не напуган (многие дети не любят или боятся шума воды в унитазе). Приободрите его, если он выражает беспокойство по поводу исчезновения содержимого горшка в унитазе.
Для обучения туалетным навыкам нужно выбрать время, когда малыш в хорошем настроении, сговорчив и послушен. Если он активно протестует, не хочет садиться на горшок, возможно, он еще не готов, и обучение лучше отложить на 2—3 месяца.
Последовательность всех приведенных выше действий очень важна. Прежде чем ребенок познакомится с назначением горшка, он должен его изучить. Высаживать ребенка на горшок в одежде следует один раз в день в одно и то же время. На это может' уйти 1 неделя. Следующий этап — высаживание без штанишек —может занять столько же времени, и на этом этапе не должно быть никаких «подлавливаний». Для того чтобы ребенок понял назначение горшка, нужно выложить фекалии из подгузника в горшок. Только после этого высаживание на горшок можно повторять несколько раз в день, в том числе и улавливая нужные моменты.
Мальчиков следует сначала приучить мочиться сидя, затем уже стоя. Ребенку проще научиться этому, наблюдая за другими (отцом, старшими братьями) и подражая им. Навык этот следует формировать после того, как мальчик опорожнит кишечник, иначе он может подумать, что все следует делать стоя. Показать, как нужно «ходить» на горшок, можно и мальчикам, и девочкам, дети воспринимают все это просто и естественно.