Как приучить ребенка к горшку

Для начала некоторые сведения по физиологии. У здорового ребенка мочевой пузырь и кишечник до 12-18 месяцев опорожняются достаточ­но часто. У новорожденного на грудном вскармливании мочеиспускание происходит до 12-15 раз, стул — до 7-8 в сутки. С 15-16 месяцев, по мере того как укрепляются мышцы малыша, уменьшается и количество гряз­ных пеленок и подгузников. Стул бывает 3, а то и 1 раз в день. В 1,5-2 года, когда мышцы и система нервной регуляции, управляющие этими двумя важнейшими актами, достаточно развиты, ребенок начинает чувствовать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Именно в это время ребенка легче всего приучить проситься на горшок.

До 1,5-2 лет все это у ребенка происходит спонтанно и неосознанно. И даже если некоторые «бдительные» родители (чем особенно отличаются бабушки) приучили 8-месячного ребенка проситься на горшок, не стоит думать, что ребенок делает это сознательно. В данном случае мы можем наблюдать только проявление условного рефлекса. Вот почему довольно часто эти выработанные рефлекторные навыки со временем пропадают, и ребе­нок опять «забывает» про горшок. Не надо этого бояться. Через некоторое вре­мя привычка восстановится, но уже на вполне сознательном уровне.

Следует знать, что стресс, пережитый малышом, или серьезная болезнь могут затормозить процесс формирования ту­алетных навыков. Кроме того, часто слу­чаются ситуации, когда ребенок, уже достаточно уверенно пользовавшийся горшком в течение 4-6 месяцев, вдруг от него отказывается (вначале делает все в штанишки, а потом показывает на горшок). Не надо переживать по этому поводу. Просто таким способом многие дети выражают свою неза­висимость. Проходит буквально несколько месяцев, и все встает на свои места. Кроме того, увлеченный игрой ребенок может запросто пропустить позывы и испачкать одежду. Не стоит его ругать, он делает это не нарочно. Вы можете быть уверены, что ребенок готов к освоению туалетных навыков, если он:

   активно подражает взрослым

   начинает расставлять вещи по своим местам;

   проявляет свою независимость при помощи слов «да» или «нет»;

   проявляет интерес к обучению туалетным навыкам (например, идет за вами в туалетную комнату);

   достаточно уверенно ходит, может садиться, нагибаться, поднимать небольшие предметы;

   пытается или умеет спускать и поднимать штанишки;

   способен оставаться сухим в течение не менее 2 часов или просыпа­ется сухим после дневного сна;

   реагирует на грязные подгузники и требует их сменить;

   понимает обращенную к нему речь, может выразить простейшие желания, произносит первые слова.

Если это так, то пора покупать горшок!

Оценивая готовность ребенка к освоению туалетных навыков, роди­тели должны осознать и свою роль в этом процессе. Пока малыш носит подгузник, родители относительно свободны в выборе времени для его смены. Когда же ребенок осваивает горшок, а впоследствии просится на него, он требует внимания немедленно.

Если вы и ваш ребенок готовы к началу такого важного дела, как освое­ние навыков опрятности, то попробуйте проводить обучение в такой последовательности:

1.  Приобретите горшок. Важно, чтобы он был красивым, привлека­тельным и удобным. Другим необходимым качеством горшка долж­на быть устойчивость. Упав с него однажды, ребенок будет ис­пытывать страх. Очень удобен горшок в виде стульчика, сидя на котором можно упираться ногами.

2.  Позвольте ребенку изучить горшок. Разрешите ему его рассмотреть, потрогать и посидеть на нем, прежде чем применять его по назна­чению. Также приучайте ребенка к мысли о том, что горшок — это его собственная вещь.

3.  Поставьте горшок в удобном для ребенка месте. Держите его там, где ваш малыш играет, чтобы он был доступен в любой момент. Позже постоянным местом горшка может быть туалетная комната.

4.  Обратите внимание на отношение ребенка к горшку. Если он отно­сится к этому предмету с опаской, не стоит настаивать и заставлять пользоваться им. Растяните обучение на 1-2 месяца, пусть привык­нет и перестанет бояться.

5.  После того как малыш привык к горшку, предлагайте ему посидеть на горшке одетым 1 раз в день по несколько минут. Пусть встает, когда захочет, не заставляйте малыша насильно проводить на нем время.

6.  После того как ребенок привык сидеть на горшке в одежде, попро­буйте посадить его на горшок без нее (т. е. без штанишек).

7.  Когда ребенок уже хорошо знаком с горшком, можно посадить его после того, как он сходит в подгузник. При этом грязный подгуз­ник кладут в горшок, а на ребенка сразу же надевают чистый.

8.  Затем начинайте высаживать ребенка на горшок несколько раз в день, стараясь уловить момент, когда малыш справляет нужду. Со временем ребенок приучится садиться на горшок утром после про­буждения, после еды и перед сном, перед прогулкой и после нее.

9.  Поставьте горшок в комнате ребенка, оставляйте ребенка на неко­торое время без подгузников и поощряйте его способность само­стоятельно садиться на горшок.

10. Не ругайте ребенка, если он забыл попроситься на горшок и испач­кал штанишки.

11. Обучение вставать на горшок ночью откладывается до тех пор, пока ребенок не научится контролировать мочеиспускание и дефекацию в дневное время.

Почаще хвалите и поощряйте ребенка!

Известный американский педиатр Бенджамин Спок писал, что на по­хвалах ребенок растет, как на дрожжах. Ведь малышу приятно услышать, какой он молодец! Он же все делает в горшок! И штанишки остаются сухими. Обязательно похвалите ребенка, если он сам сказал вам о своей потребности. Позже вы можете позволить малышу самому отнести горшок в туа­летную комнату и спустить воду в унитазе, если он этого хочет. Только вы должны быть уверены, что ребенок этим шумом не напуган (многие дети не любят или боятся шума воды в унитазе). Приободрите его, если он выражает беспокойство по поводу исчезновения содержимого горш­ка в унитазе.

Для обучения туалетным навыкам нужно выбрать время, когда малыш в хорошем настроении, сговорчив и послушен. Если он активно протес­тует, не хочет садиться на горшок, возможно, он еще не готов, и обуче­ние лучше отложить на 2—3 месяца.

Последовательность всех приведенных выше действий очень важна. Прежде чем ребенок познакомится с назначением горшка, он должен его изучить. Высаживать ребенка на горшок в одежде следует один раз в день в одно и то же время. На это может' уйти 1 неделя. Следую­щий этап — высаживание без штанишек —может занять столько же вре­мени, и на этом этапе не должно быть никаких «подлавливаний». Для того чтобы ребенок понял назначение горшка, нужно выложить фека­лии из подгузника в горшок. Только после этого высаживание на горшок можно повторять несколько раз в день, в том числе и улавливая нужные моменты.

Мальчиков следует сначала приучить мочиться сидя, затем уже стоя. Ребенку проще научиться этому, наблюдая за другими (отцом, старшими братьями) и подражая им. Навык этот следует формировать после того, как мальчик опорожнит кишечник, иначе он может подумать, что все следует делать стоя. Показать, как нужно «ходить» на горшок, можно и мальчикам, и девочкам, дети воспринимают все это просто и естественно.