Кризис трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста —• это период «отделения» ребенка от взрослого. Можно даже назвать этот период временем становления лич­ности ребенка. Трудное время для родителей. Но от того, как они поведут себя, во многом будет зависеть, каким вырастет их ребенок: пассивным или активным, настойчивым и независимым, либо робким и неуверен­ным в себе.

Что же характерно для поведения ребенка в этом возрасте?

   Негативизм,

   упрямство,

   своеволие,

   строптивость,

   обесценивание роли взрослых,

   протест — бурные ссоры с родителями.

Особенно сильно кризис 3 лет проявляется в семьях, где ребенок един­ственный. Кризис 3 лет — это, прежде всего, кризис отношений между ребенком и родителями, это яростное стремление ребенка к самостоя­тельности, и вызвано оно осознанием, формированием своего «Я». По­стоянные заявления «Я сам» — пожалуй, наиболее типичное проявление этой стадии развития.

Что же делать родителям? Разрешить ребенку, действовать самостоятель­но, но контролировать. Причем контролировать нужно не столько действия самого малыша, сколько пространство вокруг него. Ваш ребенок хочет про­лезть под столом? Пусть, только подставьте руку, чтобы он не ушибся. Хочет от вас отбежать — проследите, чтобы он не пропал из виду. Хочет есть сам ложкой — пусть, проследите только, чтобы рядом не было ножа. Подобное отношение к ребенку позволит ему чувствовать себя уверенно.

Часто попытки ребенка быть самостоятельным очень нервируют ро­дителей, проще и быстрее самим одеть, накормить и умыть. Но если вы не позволите ему делать это сейчас, то в будущем не сетуйте, что ваш ребенок ленив и несамостоятелен.

Раздражение взрослых вполне естественно, это чувство можно понять. Ведь на самом деле ребенок еще очень немногое может сделать сам, он неловок, даже неуклюж, у него многое не получается. Ко всему прочему он непоследователен в своем поведении: с одной стороны, настаивает на своем, с другой  оказывается совершенно беспомощным перед самой простой задачей. Но вы должны относиться к этому спокойно, так как, сочувствовав ваше раздражение, ребенок может испытать чувство стыда ;т своей неуклюжести и отказаться от попыток быть самостоятельным. Пусть сделает так, как умеет, и не забудьте похвалить! Абсолютно недо­пустимы насмешки и ирония. В такой ситуации ребенок может решить, что лучше оставаться маленьким и зависимым, во всяком случае маленьких и беспомощных не ругают. Либо ребенок захочет поскорее стать большим и самостоятельным, но поскольку этот путь довольно долог, то он будет постоянно испытывать чувство стыда и вины.

Но существует и другая крайность в поведении взрослых. Они так рады, что ребенок становится самостоятельным, что готовы предоставить са­мостоятельности гораздо больше, чем ему по силам. А это один из ис­точников невротизации ребенка. Несмотря на сильное желание ребенка быть самостоятельным активное присутствие взрослых рядом с ребен­ком обязательно и в целях безопасности, и в целях развития его положи­тельной самооценки. Не следует также постоянно поправлять ребенка, если взрослым кажется, что он что-то делает не так: не так держит ложку, не так кидает мяч, это может вызвать либо бурный протест, либо отказ от выполнения этих действий. Наберитесь терпения, отложите свои по­пытки «править» действия малыша до того момента, когда они станут более уверенными. Только в этом случае у ребенка сложится правильное представление о взаимоотношениях с родителями. Ребенок должен по­нимать и чувствовать, что он, с одной стороны, уже «Я сам», а с другой — «Мои мама и папа всегда помогут, мы нужны друг другу».

Стойкое стремление к самостоятельности трехлетнего малыша вполне можно обратить в воспитательную тактику. Например, если вам хочется, чтобы ребенок разделся самостоятельно, то лучше спросить: «Миша, ты сам разденешься, или тебя раздеть?».

В результате самостоятельных действий ребенок может испачкаться краской, пролить сок, уронить ложку, порвать курточку, зацепившись за сук, — все это не должно быть поводом для наказания, но может стать поводом для совместной деятельности: «Ну что, пойдем стирать твои штанишки? Ты будешь делать это сам, а я совсем немножко тебе помо­гу». Да, обучение детей простейшим навыкам требует времени (самому порой проще и быстрее что-либо сделать), но нет ничего приятнее сияю­щих глаз ребенка, с гордостью рассказывающего: «Я сам...».

Хочется, чтобы родители поняли и то, что ребенку в этом возрасте и самому непросто. Его стремление к независимости не отменяет желания чувствовать себя в безопасности. И в этом смысле доброжелательное присутствие взрослого человека и постоянство обстановки - знакомые игрушки, своя уютная комната или уголок — необходимы ребенку для внутреннего комфорта.