"Можно" и "нельзя"

Часто в поведении родителей встречаются две крайности в отношении того, что позволено ребенку, а что нет. Одни разрешают практически все, предполагая, что только свободное от запретов существование может дать ребенку полноценное развитие. Другие, наоборот, думая, что вседозволен­ность испортит ребенка, встают на путь жестких ограничений. Но только очень строгие родители должны помнить, что постоянные запреты, жест­кий контроль, чрезмерная опека, непоследовательность в требованиях все­ляют в ребенка чувство неуверенности в своих силах, его активность сни­жается, оказывая губительное влияние на развитие творческой активности и познавательных способностей. В некоторых случаях подобное поведе­ние родителей может стать причиной детского невроза.

Те же родители, которые разрешают ребенку буквально все, должны быть готовы к тому, что он может совершенно безбоязненно залезть на лестницу на уровне третьего этажа или сунуть шпильку в розетку. И если уж вы решили, что ваш ребенок должен свободно развиваться, то при­дется лезть вместе с ним на лестницу и ходить за ним, как нитка за игол­кой. Впрочем, следить за малышом в этом возрасте необходимо всем родителям. Только таким образом можно обезопасить его от возмож­ных неприятностей и дать возможность развиваться в соответствии с его собственными потребностями.

Кроме того, вседозволенность, абсолютная свобода, отсутствие каких-либо ориентиров вредны так же, как и жесткие ограничения. Четкие, не­разумные ограничения должны быть, они необходимы ребенку, и преж­де всего для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Детям нуж­ны порядок и твердые правила поведения. Они хотят и ждут их, чтобы жизнь стала понятной и предсказуемой.

Так чего же должно быть больше: «можно» или «нельзя»? Совершен­но очевидно, что истина находится где-то посередине. В воспитании ре­бенка не должно быть раз и навсегда установленных догм. Вы сами долж­ны чувствовать настроение и состояние своего малыша: когда надо быть строже, когда мягче.

Старайтесь, чтобы запретов было не очень много, а если уж что-то не разрешаете, то ваше «нет» должно быть твердым. Даже если вы переду­мали или решили, что не правы, не отступайте. Ребенок должен понять, что «нет» и «нельзя» не отменяются. Стоит один раз изменить этому пра­вилу, и ребенок будет постоянно канючить: «ну, пожалуйста, ну может быть можно...» Дети — маленькие антенны, они очень чувствительны к вашему настроению и состоянию. Поэтому если вы что-то запрещаете малышу, то так, чтобы он не почувствовал ни тени сомнения. Сомнение в вашем голосе  это лазейка для ребенка, через которую он попытается пролезть, чтобы добиться того, что ему нужно.

Кроме того, запрещая что-либо ребенку, отказывая ему, предлагайте альтернативу в виде «Можно...». Например: «Маша, нельзя рисовать на обоях, но зато можно нарисовать вот на этом листке, а можно поиграть в машинки. Хочешь?», «Нельзя стучать молотком по столу, а вот по той деревяшке можно» и т. п. Почему это так важно? Потому, что родитель­ские «нет» и «нельзя» ребенок воспринимает прежде всего как отказ в любви, а это вызывает у него яростное сопротивление. Предлагая что-то взамен запретного, вы тем самым возвращаете ему эту любовь.

Особенно важна такая тактика в поведении с маленькими упрямцами. Не нужно доводить ситуацию до того момента, когда «коса найдет на ка­мень», когда ребенок зайдется в истерике, услышав ваш отказ. Потому что под давлением плача и яростных криков вы, вероятнее всего, уступи­те. Конечно, найдутся родители, которые будут отстаивать свое «взрослое» право любой ценой. Но нужно ли это? Не проще ли, не умнее ли предуп­редить ситуацию конфликта?

Но все вышеизложенное совершенно не означает, что вы всегда долж­ны уступать своему ребенку. В вопросах принципиальных отстаивайте свою позицию, но в мелочах уступите: пусть малыш наденет ту кофточ­ку, какую он хочет, пусть ест из той тарелки, какая ему нравится. Более того, сами предлагайте ему выбрать. Предлагайте ребенку выбор каж­дый раз, когда такая возможность существует. Ребенок сам в состоянии решить, хочет ли он пойти с папой погулять или остаться дома с мамой. Особенно это важно в трудное для него, кризисное время (имеется в виду кризис 3 лет). Это даст ребенку возможность почувствовать свою само­стоятельность, а вы продемонстрируете уважение к его желаниям и ин­тересам. Умение делать выбор пригодится ребенку и в будущем.

Конечно, определенные правила в жизни ребенка должны быть, но немного, и они должны быть четко сформулированы и понятны малы­шу. Новые правила и ограничения нужно вводить в жизнь ребенка по­степенно, ориентируясь на уровень его развития. Бессмысленно требо­вать аккуратности в еде от полуторагодовалого малыша, но уже в 3 года можно сказать ему, что разбрасывать ложкой еду некрасиво. Причем первые правила лучше облекать в шутливые, может быть, стихотворные формы. Например: «Когда я ем, я глух и нем».

Устанавливая правила, обязательно поясняйте их. Не нужно на вопросы ребенка отвечать общими фразами: «Так не положено». Малыш должен знать, почему нельзя и что будет, если он нарушит родительский запрет. Если же ребенок лезет к горячему утюгу, невзирая на ваши запре­ты, не ругайтесь и не бейте его по рукам. Лучше позвольте ему один раз , дотронуться до «опасного» предмета, но под вашим присмотром. Лич­ный опыт (особенно неприятный) часто оказывается куда более эффек­тивным, чем бесконечные родительские «нельзя», «не лезь», «не трогай».; Чем реже звучит слово «нельзя», тем оно действеннее.