Поощрение и наказание

Выделяют два вида мотивации ребенка при обучении его тем или иных: видам деятельности или формам поведения — внутреннюю и внешнюю. Источник внутренней мотивации находится в самом ребенке и его дей­ствиях: он бегает и прыгает не потому, что ему хочется достичь какой-то цели, куда-то добежать или допрыгнуть, а потому, что это доставляет ему удовольствие. Ему хочется узнать свои возможности, сделать что-то луч­ше, чем раньше.

Внешняя мотивация. Дети стараются чего-то добиться, ожидая по­хвалы или одобрения от взрослых. Поэтому разумно поощрять даже са­мые небольшие достижения ребенка. Для него это сильнейший стимул. Только делать это нужно грамотно. Похвала должна носить конкретный характер. Лучше сказать: «Сегодня ты построил дом из кубиков выше», чем просто: «Молодец». Кроме того, хвалить следует сразу после того, как ребенок сделал что-то хорошее, в этом случае эффективность поощре­ния намного выше. То же самое касается и порицания.

Ни в коем случае не оценивайте личность ребенка, говоря ему: «Ты плохой мальчик»,  можно выражать недовольство действиями ребен­ка, но не ребенком как таковым и не его чувствами. Правильнее будет сказать что-то относительно конкретного поступка, например: «Ты не прав, что ударил кошку. Ей очень больно!» вместо «Какой ты зпсж1»

Хочется сказать несколько слов о физическом наказании. К счастью, в настоящее время этот метод «воспитания» используется намного реже, чем раньше. Но все же тем родителям, которые считают, что без такой формы наказания не вырастить нормальных детей, и у которых «чешут­ся руки», чтобы отлупить своего малолетнего «преступника», хочется на­помнить следующее. Во-первых, то, что вы наказываете своего ребенка физически, — это признак вашей педагогической несостоятельности. Во-вторых, физическое наказание эффективно далеко не всегда и имеет боль­ше отрицательных последствий, чем положительных. Подавленность, конфликтность, агрессивность, рассеянность — вот только некоторые негативные последствия таких наказаний. Родители, которые бьют сво­их детей, пресекают нежелательное поведение ребенка лишь на некото­рое время, затем поведение, за которое был наказан ребенок, возобнов­ляется. Кроме того, с очень большой долей вероятности можно сказать, что ваш ребенок будет драться со сверстниками.

Самая правильная тактика в формировании нужного поведения ре­бенка состоит в том, чтобы поощрять его каждый раз, когда он проявля­ет себя хорошо. Когда нужное, позитивное поведение сформировано, т. е. ребенок ведет себя в соответствии с предъявляемыми к нему требования­ми, можно перейти к периодическому поощрению, т. е. хвалить его не каждый раз, а время от времени.

Нужно отметить также, что чаще всего родители обращают внимание именно на плохое поведение. То, что ребенок ведет себя хорошо, вос­принимается ими как данность. Поэтому очень часто дети плохо ведут себя только с одной целью, которую в этом возрасте они еще не осозна­ют, — привлечь внимание родителей. И в этом случае лучшая тактика состоит в том, чтобы, игнорируя негативные поступки, каждый раз по­ощрять положительные. Доброжелательное (с одобрением) внима­ние — вот что на самом деле нужно вашему ребенку. Не сразу вам удаст­ся добиться желаемого поведения ребенка, это не так просто. Но если вы  будете использовать так называемый метод малых шагов, вероятность достижения нужного результата повысится. Этот метод заключается в том, чтобы поощрять даже самые маленькие достижения, шаг за шагом, постепенно двигаясь в нужном направлении.

То же самое касается и обучения детей каким-либо сложным для них навыкам. Особенно в тех случаях, когда вы понимаете, что ребенок еще не сможет сделать то, что хочет, но настаивает. Лучше разделить процесс на части и, одобряя выполнение каждой из них, добиваться результата. Таким образом вы поможете ребенку сохранить эмоциональное равно­весие и веру в свои возможности.

Если вас что-то раздражает в поведении ребенка, не говорите ему: «Ты слишком громко разговариваешь», — скажите: «Я не люблю, когда кри­чат», или «Мне нравится, когда дети разговаривают спокойно». Говорите не о поведении своего ребенка, научитесь говорить о своих чувствах, и лучше, если эти чувства будут положительными. Такие высказывания не задевают самолюбие ребенка и его личность и дают ему возможность са­мому решить, как себя вести.

И еще. Не используйте свою любовь, свое отношение к ребенку как стимул для его хорошего поведения. Нельзя говорить ребенку: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим мальчиком» или «Я тебя не люб­лю сегодня, ты плохо себя вела». Ни в коем случае! Прикусите себе язык. делайте что хотите, но только не произносите этих слов! Мы уже писали об этом: ваша любовь к ребенку должна быть безусловной, она не должна зависеть от его поступков, хороших или не очень. Ваша без­условная любовь  — это тот стержень, который дает возможность разви­ваться ребенку. Без вашей любви он не станет полноценной, уверенной в себе личностью.