Развитие мышления ребенка от 1 года до 3 лет

В возрасте от 1 года до 3 лет развитие мышления ребенка связано, во-первых, с его предметной деятельностью, и этот уровень мышления на­зывают наглядно-действенным, а во-вторых, с развитием речи. Ведь что такое развитие мышления у маленького ребенка? Прежде всего, это со­здание связей — связей между предметами, между действием и результа­том этого действия, между словом и предметом, между символами, в ка­честве которых выступают слова, и т. д. Поэтому лучшее, что могут сделать родители в данном случае, — это следить, с одной стороны, за развитием речи, а с другой — дать возможность ребенку активно заниматься пред­метной деятельностью, чтобы он сам делал открытия и создавал эти свя­зи. В этом возрасте доминирует восприятие, а не логика. Ребенку необхо­дима возможность трогать, слышать, видеть, обонять и осязать, бросать и т. п. — все эти действия являются необходимым условием для форми­рования мышления.

Когда ребенок начинает ходить, его стремление к познанию и иссле­дованию окружающего мира резко возрастает. Восторг, радость, восхи­щение — вот что испытывает малыш от своих открытий и новых воз­можностей.- «Любовный роман с миром» — так поэтично назвала этот период венгерский психолог Маргарет Малер.

Поэтому роль родителей заключается в том, чтобы создавать ситуа­ции, способствующие развитию ребенка. Что это значит? Прежде всего, нужно дать маленькому человеку возможность заниматься тем, чем ему хочется. Не нужно навязывать ему свои представления, пусть сделает выбор сам. А выбор этот будет определяться его желаниями и потребно­стями. Ребенок проявляет интерес к действиям, которые может выпол­нить самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Зона бли­жайшего развития — так называют психологи те задачи, которые ребенок способен решить сам, приложив некоторые усилия, или с минимальной

помощью взрослого человека. Имен­но такие задачи и игрушки, чуть опе­режающие его развитие, и необхо­димо ему предлагать. А, наблюдая за ребенком, вы увидите, к чему он про­являет интерес.

Малыш должен получать удоволь­ствие, чувствовать гордость от успе­хов, достигнутых самостоятельно, на­слаждаться своими возможностями, тем, что он способен вызывать, какое-то событие раз за разом. Его радует не только факт раскачивающейся игрушки, но и то, что именно он привел ее в движение. Исследования пока­зывают, что у ребенка существует врожденное любопытство и его разви­тие происходит не только в результате обучения взрослыми, но на ран­них стадиях даже в большей степени— в результате его собственной активности. Дайте ребенку возможность самостоятельно овладеть навы­ком или знанием, и только если он попросит помощи, следует подклю­читься. Задача родителей в этом смысле —организовать окружающую среду таким образом, чтобы ребенок мог реализовать свои внутренние потребности в познании окружающего мира, в овладении необходимы­ми ему знаниями и умениями. Занимаясь интересным для него делом, ребенок учится концентрировать свое внимание, что будет крайне необ­ходимо ему в более старшем возрасте.

Показателен в этом отношении эпизод, свидетелем которого была итальянский педагог и психолог Мария Монтессори. Четырехлетняя де­вочка расставляла цилиндры разного размера в деревянной раме до тех пор, пока все цилиндры не встали на свои места. Затем она вынула их снова, смешала и начала все сначала. Все это время она совершенно не обращала внимания на окружающее. После того как девочка повторила это упражнение 14 раз, Монтессори решила проверить концентрацию ее внимания. Все остальные дети стали громко петь и маршировать, но девочка продолжала свою работу. Затем Монтессори подняла де­вочку вместе со стулом и поставила ее на стол. Но девочка собрала все цилиндры в ладошку и продолжала работать, даже не заметив, что ее побеспокоили. Наконец, повторив упражнение 42 раза (!), девочка оста­новилась сама, как будто очнулась, от глубокого сна и счастливо улыб­нулась:

Мы привели этот пример для того, чтобы вы поняли:

1.  Ребенок должен иметь возможность сам выбирать себе занятия.

2.  Только в процессе таких, вызывающих интерес у детей занятий формируется концентрация внимания, развиваются познаватель­ные способности и двигательные навыки.

3.  Занятие, выбранное ребенком самостоятельно, доставит ему настоя­щее удовольствие, а вас на некоторое время освободит от ежеми­нутного контроля за ним.

А как мы видели в исследованиях Монтессори, интересным делом ре­бенок может заниматься довольно долго, так как у него существует внут­ренняя потребность закреплять новые навыки при помощи повторяю­щихся действий: это могут быть и слова, и движения.

Присутствие матери, ее спокойная уверенность— еще одно очень важ­ное условие для активного познания ребенком окружающего мира. Толь­ко таким образом удовлетворяются" сразу две важные потребности ма­лыша— потребность в безопасности и потребность в исследовании. Ребенок, который уверен в том, что его мама (или отец) всегда будет ря­дом (или поблизости, на допустимой для него дистанции), более настой­чив и смел в исследовании окружающего мира. Присутствие в данном случае — ключевое слово. Присутствие, но не вмешательство. Не сто­ит прерывать исследовательскую деятельность малыша без особой нуж­ды. Вмешиваться следует только в том случае, если вы уверены в том, что ситуация опасна, и тогда лучше отвлечь ребенка, переключив его внима­ние, и устранить источник опасности. Кроме того, тревога, беспокойство матери передаются ребенку, подрывая его исследовательские порывы, так как он перестает чувствовать себя в безопасности. «Чувство меры» — волшебное словосочетание. Мать должна быть доступна и одновремен­но ненавязчива. Навязчивость, гиперопека и давление по отношению к детям могут стать источником неврозов и психических расстройств, не говоря уже о задержке в развитии. И хотя до 1,5 лет падение и ушибы не доставляют ребенку особых огорчений, ему, тем не менее, необходимо знать, что мама находится в пределах досягаемости и его безопасности ничто не угрожает.

Поэтому чем больше в доме безопасных и удобных для ребенка мест, тем меньше вы будете беспокоиться, и тем реже вам придется его одер­гивать. «Отойди!», «Нельзя!», «Не трогай!» — как часто слышит эти сло­ва подрастающий ребенок. Разумеется, детям нужно объяснять, что нельзя трогать чужие вещи, что есть просто опасные предметы, есть вещи, до­рогие вашему сердцу, и, если он случайно разобьет что-либо, вам будет очень обидно. Но нужно помнить, что в этом нежном возрасте потреб­ность ребенка в изучении окружающего мира много сильнее, чем умение сдерживать свои желания. Поэтому постарайтесь максимально приблизить свой домашний мир к его потребностям. Посмотрите, удоб­но ли вашему малышу вешать свою одежду, сможет ли он самостоятель­но достать чашку, дотянуться до книжки, карандашей, достать любимую игрушку. Все, что ребенку не возбраняется исследовать, должно быть доступно для него.