Ребенок и порядок - совместимы ли?

Как только ребенок научился ходить, ваша жизнь усложнилась. Вам приходится все время смотреть, куда он пошел, что берет в руки и что он с этим предметом делает, не полез ли он в розетку, и как бы он чего не разбил и не обрезался, и т. д., и т. п. Порой начинает казаться, что наг вашим домом пролетел ураган, все вещи, которые находятся в зоне дося­гаемости ребенка, становятся предметом его исследования и, что самое неприятное, сами собой не возвращаются на место.

Что делать? Несколько советов.

1.  Места, где находятся опасные предметы, сделать недоступными. Из зоны досягаемости ребенка должны быть убраны все бьющиеся, колющие, режущие предметы, лекарства, чистящие и моющие средства (маленьким детям очень нравится открывать и закрывать различные крышки), инст­рументы. Электрические розетки должны быть закрыты. Следите, чтобы за полу не валялись мелкие предметы. В этом возрасте дети любят все брать в рот и случайно могут эти мелочи проглотить.

2.  Смириться. Смириться с тем, что в течение нескольких лет ваш на­лаженный, упорядоченный быт будет постоянно наполнен игрушками, мячиками, велосипедами, машинками, бумажками, карандашами и т. п., что некоторые предметы мебели и обои будут, скорее всего, разрисованы и расцарапаны. Но на самом деле материальный ущерб, связанный с раз­витием вашего ребенка, можно значительно уменьшить, если выполнить следующий пункт.

3. Чтобы не сковывать творческие порывы малыша, следует выделить место, где он может делать все, что ему заблагорассудится. Прикрепите к обоям большой лист бумаги для творческих потуг ребенка (или обои из­наночной стороной), организуйте место, где он мог бы стучать молот­ком, лепить из пластилина, рисовать красками и т. д. Как именно вы уст­роите этот уголок— будет зависеть от потребностей ребенка и вашей фантазии. Только это не должна быть дальняя комната или подвал вашего дома — помните, что вы должны быть поблизости.

4. Два-три года — это возраст внутреннего стремления ребенка к по­рядку. Для психологического комфорта ему необходимо, чтобы все пред­меты находились на своих местах. Советуем вам воспользоваться этим временем для того, чтобы это внутреннее стремление нашло свое выра­жение во вполне конкретных поступках. Определите для себя и своего ребенка специально отведенное время, например до ужина, когда вы обя­зательно вместе будете наводить порядок в его уголке или в его комнате. Можно сказать ребенку: «Кукол и зайчиков надо уложить спать, машин­ки ночью должны стоять в гараже» и т. п. Придумайте сами форму по­дачи этого ритуала. Не скоро, совсем не скоро ваш ребенок научится убирать вещи самостоятельно и получать от этого удовольствие, но на­учится, будьте уверены. Только не заставляйте! Не хочет, капризничает, сделайте сами — он будет помогать в другой раз. И еще: если большая часть предметов в комнате малыша будет ему доступна (например, пол­ки с игрушками будут достаточно низкими, крючки для одежды — на уровне его роста и т. д.), то ваша помощь ребенку в наведении порядка будет минимальна.

И последнее. Есть одно правило, как можно приучить ребенка делать то, что обычно дети не любят делать: мыть посуду, убираться, пылесосить и т. п. Все эти дела должны стать наградой, а не наказанием. На­пример, можно сказать ребенку: «Если ты не будешь сегодня драться. разрешу помыть посуду».