Ребенок и порядок - совместимы ли?
Как только ребенок научился ходить, ваша жизнь усложнилась. Вам приходится все время смотреть, куда он пошел, что берет в руки и что он с этим предметом делает, не полез ли он в розетку, и как бы он чего не разбил и не обрезался, и т. д., и т. п. Порой начинает казаться, что наг вашим домом пролетел ураган, все вещи, которые находятся в зоне досягаемости ребенка, становятся предметом его исследования и, что самое неприятное, сами собой не возвращаются на место.
Что делать? Несколько советов.
1. Места, где находятся опасные предметы, сделать недоступными. Из зоны досягаемости ребенка должны быть убраны все бьющиеся, колющие, режущие предметы, лекарства, чистящие и моющие средства (маленьким детям очень нравится открывать и закрывать различные крышки), инструменты. Электрические розетки должны быть закрыты. Следите, чтобы за полу не валялись мелкие предметы. В этом возрасте дети любят все брать в рот и случайно могут эти мелочи проглотить.
2. Смириться. Смириться с тем, что в течение нескольких лет ваш налаженный, упорядоченный быт будет постоянно наполнен игрушками, мячиками, велосипедами, машинками, бумажками, карандашами и т. п., что некоторые предметы мебели и обои будут, скорее всего, разрисованы и расцарапаны. Но на самом деле материальный ущерб, связанный с развитием вашего ребенка, можно значительно уменьшить, если выполнить следующий пункт.
3. Чтобы не сковывать творческие порывы малыша, следует выделить место, где он может делать все, что ему заблагорассудится. Прикрепите к обоям большой лист бумаги для творческих потуг ребенка (или обои изнаночной стороной), организуйте место, где он мог бы стучать молотком, лепить из пластилина, рисовать красками и т. д. Как именно вы устроите этот уголок— будет зависеть от потребностей ребенка и вашей фантазии. Только это не должна быть дальняя комната или подвал вашего дома — помните, что вы должны быть поблизости.
4. Два-три года — это возраст внутреннего стремления ребенка к порядку. Для психологического комфорта ему необходимо, чтобы все предметы находились на своих местах. Советуем вам воспользоваться этим временем для того, чтобы это внутреннее стремление нашло свое выражение во вполне конкретных поступках. Определите для себя и своего ребенка специально отведенное время, например до ужина, когда вы обязательно вместе будете наводить порядок в его уголке или в его комнате. Можно сказать ребенку: «Кукол и зайчиков надо уложить спать, машинки ночью должны стоять в гараже» и т. п. Придумайте сами форму подачи этого ритуала. Не скоро, совсем не скоро ваш ребенок научится убирать вещи самостоятельно и получать от этого удовольствие, но научится, будьте уверены. Только не заставляйте! Не хочет, капризничает, сделайте сами — он будет помогать в другой раз. И еще: если большая часть предметов в комнате малыша будет ему доступна (например, полки с игрушками будут достаточно низкими, крючки для одежды — на уровне его роста и т. д.), то ваша помощь ребенку в наведении порядка будет минимальна.
И последнее. Есть одно правило, как можно приучить ребенка делать то, что обычно дети не любят делать: мыть посуду, убираться, пылесосить и т. п. Все эти дела должны стать наградой, а не наказанием. Например, можно сказать ребенку: «Если ты не будешь сегодня драться. разрешу помыть посуду».