Ребенок и телевизор

Не секрет, что очень часто мы включаем телевизор, чтобы «оживить» наш дом, мы настолько отвыкли от тишины, что уже не представляем себя вне каких-либо событий, людей, образов и звуков. Для взрослого человека работающий телевизор создает так называемый эффект при­сутствия, и он не чувствует себя одиноким. Однако взрослые должны понимать, что для маленьких детей телевизор скорее вреден, чем полезен.

Чем же опасен для маленького ребенка телевизор? Во-первых, пере­утомлением, и связано это с несовершенством нервной системы и систе­мы зрительного восприятия. Пытаясь уследить за калейдоскопом обра­зов и звуков, ребенок тратит много сил, причем просмотр телевизионных передач вызывает не просто усталость, а перевозбуждение. Во-вторых, если вы будете включать телевизор каждый раз, когда вам нужно отвлечь малыша, чтобы заняться своими делами, у ребенка может возникнуть за­висимость.

Что делать? Если вы не можете уделить ребенку внимание, предложи­те ему игру, в которую он может поиграть один. Пригласите в гости со­седского мальчика или, наоборот, отправьте ребенка в гости к другу. (В этом смысле очень полезно наладить отношения с мамами, имеющи­ми детей того же возраста, вы по очереди можете выручать друг друга в нужные моменты.) Но только не предлагайте телевизор вместо себя. Рано или поздно ребенок и сам поймет, что телевизор может скрасить его ску­ку и одиночество, но чем позже, тем лучше.

Телевизор не должен работать в фоновом режиме. Лучше включите спокойную негромкую музыку. Не стоит также включать телевизор во время семейных обедов и ужинов. Оставьте это время для общения. Наверно, наивно предлагать вам уменьшить количество времени, про­водимого у экрана. Но если общение с друзьями, родителями и детьми, свои увлечения, чтение книг, посещение театров и музеев вы сами положили на алтарь «божества с голу­бым экраном», то, пожалуй, ваш ребенок вряд ли избежит этой участи.

Сколько времени в течение дня малыш может проводить у теле­визионного экрана?

До 1 года его лучше вообще не пускать к теле­визору.

От 1. года до 2 лет — не более 15 минут в день.

От 2 до 3 лет — не более получаса.

Результаты исследований по­казывают, что до 18 месяцев ре­бенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. И тем не менее цвет, движение, звуки — все это привлекает ребенка к экрану. И даже если сюжет передачи не понятен для ребенка, было бы ошибкой считать, что он не оказывает на него никакого влияния: ребенок воспринимает то, что происходит на телеви­зионном экране, эмоционально. Поэтому рекомендуется ограничить про­смотр телевизионных передач короткими программами, предназначен­ными для самых маленьких.

До 3 лет лучше вообще не оставлять ребенка наедине с телевизором, даже если он смотрит совершенно безобидный, на ваш взгляд, мультик. Во-первых, наши дети очень быстро обучаются управляться с современ­ной техникой и могут легко переключиться на другой канал. А во-вто­рых, в этом возрасте ребенку нужно многое объяснять и комментировать в поведении экранных героев. Тот факт, что ребенок узнает персонажей, не означает, что он все понимает. Кроме этого, совместный просмотр •—• хороший способ озвучить те чувства, которые испытывают персонажи и сам ребенок. Совместное сопереживание, кроме всего прочего, — очень хороший способ сохранять теплые доверительные отношения с ребен­ком. Если вам не удалось посмотреть мультфильм вместе, проговорите его содержание сразу после просмотра. Не оставляйте «на потом», так как даже самый безобидный, на ваш взгляд, сюжет может таить в себе причину для страхов ребенка.

Исследования показали, что самыми травмирующими для детской психики являются (не считая порнографии или сцен с расчленением) фильмы ужасов, фильмы-катастрофы, а также фильмы, в которых зву­чит тема расставаний, потерь, одиночества и смерти. Имейте это в виду. Тем не менее, если ребенок оказался свидетелем грустных сцен смерти, следует объяснить ему, что это не по-настоящему. Если ребенок увидел эротическую сцену, не стоит закрывать от него экран или быстро выклю­чать телевизор. В ответ на его вопросы доступным языком объясните, что таким образом взрослые делают друг другу приятно. Отвлеките его, займите игрой, уведите из комнаты, но не насильно. Не стоит фиксиро­вать на этом внимание ребенка. Помните, повышенный интерес вызы­вает все, что запретно. Особенно внимательными вы должны быть, если он смотрит историю про брошенного, потерянного или отвергнутого малыша (причем не важно, чей это детеныш, человека или животного). Дети очень ранимы в этом возрасте, они очень чувствительны ко всем оттенкам отношений между людьми, особенно между родителями и деть­ми. Ребенок может подумать, что и с ним может случиться такая печаль­ная история. В данной ситуации нужно объяснить ребенку, что вы его очень любите, что вам не трудно о нем заботиться, а наоборот, это до­ставляет вам удовольствие, и поэтому с ним такого никогда не произойдет.