Во что играют наши дети

Предпочтения ребенка в выборе игр и игрушек связаны с его возраст­ными особенностями. В начале второго года жизни это всевозмож­ные кубики, предметы, которые можно вкладывать один в другой, раз­личные пирамидки. Ребенок с удовольствием возится с небольшими кастрюлями и бидонами, вкладывает один предмет в другой, кидает в большие емкости мелкие предметы, слушая звуки, которые сопрово­ждают эти действия, а затем извлекает их оттуда. Это время, когда ре­бенок накапливает практический опыт действий с предметами, узнает, зависит ли масса предмета от его размера и формы, что происходит с предметами, если их перемещать и т. д. Он разбирает на части все, что ему по силам: безжалостно отрывает колеса от дорогих и красивых авто­мобилей, а куклы остаются безголовыми и безрукими. Поэтому не следует в этот период предлагать ребенку доро­гостоящие игрушки, которые он не смо­жет разобрать и собрать, он их просто разломает.

В этом возрасте дети обращают вни­мание не столько на внешнюю красоту игрушки, сколько на ее функциональные возможности. И чем шире эти возмож­ности, тем интереснее для ребенка иг­рушка. . Поэтому, выбирая игрушку, родители должны помнить, что очень часто покупные игрушки строго функ­циональны и не оставляют ребенку мес­та для развития собственной фантазии, в то время как простой таз с водой мо­жет стать озером, крышка из-под бутылки — корабликом... В игрушку может превратиться любой самый незамысловатый предмет, который пробуждает фантазию ребенка, позволяя каждый раз придумывать но­вые возможности его использования. Например, коробочка, в которую можно что-то положить, а потом достать из нее, которую можно открыть и закрыть. Или деревянная палочка, которой хорошо стучать, и кастрю­ля, и моток шерсти, за которым можно ползать или бегать.

Для того чтобы ваш ребенок полюбил игру, мог долго и сосредоточен­но играть, его надо этому учить. Не отмахивайтесь от малышей, играйте и фантазируйте вместе с ними, когда есть такая возможность. А главное — сами научитесь получать от этого удовольствие!

К 1,5 годам ребенок начинает использовать игрушки по их прямому назначению. Укачивает куклу, кормит ее, катает машинку, подражая взрослым, прикладывает телефон к уху и т. п. Это время сюжетно-отобразительной игры, в которой ребенок неоднократно проигрывает само действие с предметом.

В 1,5-2 года кукла для ребенка должна быть похожа на него самого: это голыш или пупс размером около 40 см из мягкого материала, жела­тельно, чтобы ее можно было посадить, поднять руки, снять с нее одеж­ду, чтобы кукла могла «ходить». В 2-3 года дети приходят в восторг от «говорящих» и закрывающих глаза кукол.

Любопытно, что мальчики в этом возрасте, так же как и девочки, с удовольствием играют в куклы. Хочется успокоить мам, считающих это признаком отсутствия мужского начала, скорее, это показатель счастли­вого детства и гармоничных супружеских отношений в вашей семье.

На третьем году жизни ребенок начинает играть в сюжетно-ролевые игры. Он может изображать маму, которая укладывает дочку спать, шо­фера, который перевозит кирпичи, доктора, который делает укол, и т. д.

И теперь для игры ребенку уже нужны мебель, посуда, одежда, т. е. различные бытовые атрибуты. Б действиях ребен­ка отражается повседневная жизнь их родителей. Это те игры, в которых взрослые могут увидеть себя со сто­роны.

К 3 годам игры ребенка усложняют­ся. Они наполняются довольно слож­ными сюжетами с участием несколь­ких персонажей. Поэтому ребенку необходимы не только куклы, машин­ки и зверушки, но и несложные виды конструкторов, либо «строительные» наборы, из которых можно построить дома, гаражи, магазины.

Дети очень любят игрушки, изобра­жающие животных. В 1,5-2 года они должны быть мягкими и гнущимися. В 2-3 года дети отдают предпочтение стилизованным под человека животным (в фартучках, кофточках и т. п.), которых можно использовать в ролевых играх как главных персонажей. Очень привлекательны для ребенка озвученные и движущиеся зверушки.

Конечно, любимой игрушкой большинства малышей — и мальчиков, и девочек — является машина. Больше всего им нравятся машины сред­них размеров с открывающимися дверцами кабин и грузовики с подни­мающимся кузовом.

Не покупайте в этом возрасте игрушки больших размеров. Дети не будут с ними играть, такие игрушки скорее путают маленького ребенка, чем радуют.

Почему игра так важна для ребенка? Прежде всего, потому, что это ведущий вид его деятельности. Именно в игре развиваются двигатель­ные и перцептивные навыки (перцепция-восприятие), мышление, осваиваются модели поведения. И именно в ней отражаются все его впе­чатления. И если вам не всегда понятны проблемы своего ребенка, вни­мательно присмотритесь к тому, во что и как он играет, о чем говорят и чем занимаются его персонажи. В этом смысле очень полезен игрушеч­ный телефон. Он позволит многое узнать о проблемах малыша, о том, кого он любит, чего боится. Кроме того, в интонациях «звонящего по телефону» ребенка взрослый человек нередко может услышать и самого себя. Посмотреть на себя со стороны глазами ребенка — весьма поучи­тельно, поверьте. К тому же такая игрушка выручит вас в те моменты, когда у вас нет возможности уделить ему внимание. Предложите ему по­звонить вам «по телефону».

И последнее. Покупая игрушки, обращайте внимание, на какой воз­раст они рассчитаны. Цена и внешняя привлекательность имеют второ­степенное значение.